Тренд-вотчер (trend watcher — «наблюдатель трендов» или форсайтер (foresight – «взгляд в будущее»)) — это специалист, который следит за трендами в экономике, общественной жизни, политике и культуре, и делает прогноз, как они способны изменить покупательское поведение.
Чем занимается тренд-вотчер
Тренд-вотчер анализирует рынок и продукты конкурентов, ищет признаки зарождения новых трендов у целевой потребительской аудитории и анализирует их, составляя карту трендов, проводит маркетинговые исследования и составляет аналитические отчеты с описанием возможных сценариев развития продукта или направления, изучает новые рынки и их коммерческий потенциал для компании, создает рекомендации для выстраивания рекламных кампаний с учетом новых трендов, участвует в принятии корпоративных решений об изменении бизнес-поведения на рынке и ребрендинге.
Что должен уметь тренд-вотчер
• отлично ориентироваться в продуктах и сфере деятельности компании
• знать психологию покупателя и поведенческие особенности целевой аудитории
• анализировать большие объемы информации из различных источников с использованием специальных инструментов (Wordstat, «Медиалогии», Google Trends и других)
• проводить маркетинговые исследования и соцопросы
• строить и проверять гипотезы
• графически представлять результаты своей работы
• составлять отчеты и презентации
• работать в команде
Почему востребована профессия тренд-вотчера
Современный мир характеризуется быстрым темпом изменений в потребительских предпочтениях. Тренд-вотчеры помогают компаниям оставаться в курсе этих изменений и адаптироваться к ним. Они помогают компаниям планировать свои действия на будущее и предлагать рынку действительно инновационные продукты и услуги. Тренд-вотчеры способствуют лучшему пониманию поведения и предпочтений целевой аудитории, что критически важно для создания эффективных маркетинговых стратегий. Также отслеживание и анализ трендов помогают предсказать потенциальные риски и вызовы. Кроме этого, в глобализированном мире понимание международных трендов и культурных особенностей становится ключевым для успеха международных компаний.В нашей стране профессия тренд-вотчера относится к новым видам деятельности. Таких специалистов еще не очень много, и рынок труда по этому направлению еще только формируется. Однако любая компания, стремящаяся к успеху, должна оперативно менять свое поведение на рынке вслед за изменениями потребительских предпочтений. Поэтому знания и компетенции тренд-вотчеров в дальнейшем будут становиться все более востребованными.
Как стать тренд-вотчером
Тренд-вотчинг тесно связан с маркетингом и продуктовой аналитикой, поэтому вам стоит начать с изучения рекламы и маркетинга. Не помешает и подготовка в области социологии, поскольку именно социологов учат методикам отслеживания социальных настроений. Получить базовые знания по этим направлениям можно как в колледже, так и в вузе. Для работы тренд-вотчером также подойдёт и высшее образование по направлениям «Бизнес-аналитика» и «Медиа-коммуникации».Чтобы поступить на направление «Реклама и маркетинг», вам скорее всего понадобятся результаты ЕГЭ по таким предметам, как русский язык, обществознание, иностранный язык, история, информатика (набор предметов меняется в зависимости от вуза), чтобы поступить на социологию – математика, русский язык, обществознание.
Профессия «тренд-вотчер» весьма востребована в крупных компаниях, которым нужно держать руку на пульсе и постоянно менять свою маркетинговую и экономическую стратегию. Но чаще эти специалисты оказывают консультационные услуги и ведут целевые исследования рынка в интересах стороннего заказчика. Тренд-вотчер также может быть независимым консультантом, работая на себя. По мере профессионального роста вы можете брать все более крупных, важных и сложных клиентов. Вместе с ростом вашего профессионализма будет расти и зарплата.